Skip to main content

Михаил Кылварт, председатель Центристской партии

Мы победили.

Россию? Нет.

Путина? Нет.

Мы победили 160 000 жителей Эстонии. Ведь именно победу праздновали депутаты Рийгикогу, когда стоя аплодировали своему решению изменить Конституцию Эстонской Республики и лишить избирательного права значительную часть населения. Народные избранники смеялись и радовались тому, что смогли у людей что-то отобрать. Только центристская фракция была против.

Мы победили людей, большинство из которых здесь родились или прожили всю жизнь. Эти люди здесь работают, платят налоги, влюбляются, рожают детей, которые, как правило, становятся гражданами Эстонии, хоронят близких… Мы их всех объявили «угрозой безопасности». Неважно, что ни один эксперт или представитель органов безопасности страны это не подтвердил. 65% проживающих здесь людей с российским паспортом (примерно 80 000) ощущают себя частью эстонского общества и имеют эмоциональную связь с Эстонией, половина из них в случае военной угрозы готова защищать Эстонию. Мы назвали их „гражданами стран-агрессоров“ и лишили права голоса на муниципальных выборах, а вместе с ними обладателей серых паспортов (лиц без гражданства, которых более 60 000), граждан Беларуси (свыше 3000), Украины (порядка16 000), США, Норвегии, Южной-Кореи, Армении… итого 12% населения. Мы возложили на них ответственность за войну и агрессию в Украине и решили наказать. Теперь они не смогут принимать участие в общественной жизни на местном уровне по таким «военно-стратегическим» вопросам как: строительство детских садов, ремонт дорог, уборка снега. Причем вся это делается за счет их налогов. В Эстонии теперь стало значительно безопаснее. Мы победили и наказали «врага».

Зачем нужен «внутренний враг»

Во все времена самым надёжным способом мобилизации электората и отвлечения от экономических, социальных проблем был поиск и формирование образа «внутреннего врага». Мнимого «внутреннего врага» удобно побеждать – он же не даст сдачи. Только можем ли мы быть уверены, что политики, героически преодолевающие трудности, которые они сами создают, в состоянии эффективно противостоять настоящим кризисам и вызовам? Или на этот случай у них припасён «план Б», где-нибудь в Испании? В Испании, кстати, граждане третьих стран, в том числе граждане России, право голоса на местных выборах имеют. А ещё в Бельгии, Дании, Финляндии, Ирландии, Литве, Люксембурге, Нидерландах, Португалии, Швеции, Словакии, Словении и Венгрии. Более того — в 10 странах Евросоюза они могут ещё и баллотироваться на выборах. Неужели наши представления о демократии и правах, по сравнению с этими странами, существенно оскудели за последние 33 года с момента принятия Конституции Эстонии? Можно, конечно, сказать, что у нас другая история и опасный сосед. А как же Литва, Финляндия? У них другая геополитическая ситуация? Финляндия за последние 86 лет два раза воевала с Россией, при этом местные жители с российскими паспортами могут на муниципальных выборах в Финляндии и выбирать, и быть избранными.

Эффективность общества, особенно с маленьким человеческим ресурсом зависит от способности этот ресурс консолидировать, то есть объединять людей для достижения общих целей. Не будет у нас никогда экономического чуда, как в Сингапуре, не будет у нас никогда оборонного потенциала, как в Финляндии, если мы будем разобщать людей. 26 марта Рийгикогу послал очень многим людям сигнал, что они в Эстонии нежеланны, что они являются опасностью. Политики не только демотивировали их работать во благо Эстонии и защищать ее, но и повысили градус напряженности в обществе. Как раз это и называется создание угрозы безопасности для своей страны. В чьих интересах это было сделано?

Проиграли все

Давайте признаемся, за последние годы на разных уровнях местным русскоязычным людям не раз давали понять, что им не рады. Объясняют это войной в Украине, историческим опытом. Но ведь нельзя постоянно возлагать на людей ответственность за прошлое, к которому они не имеют отношения и зато то, что происходит в другой стране.

В истории Эстонии было много поворотных моментов и трагических страниц, в том числе связанных с восточным соседом. Однако эти страницы вместе с эстонцами очень часто переворачивали именно русские люди. Несколько тысяч русских солдат и офицеров сражались в эстонских подразделениях во время освободительной войны (и это не считая Северо-западную армию). Многие были удостоены высших наград. Во время июньской депортации 1941 года вместе с эстонцами высылали и русских людей. Сталин хотел изолировать и наказать всех русских, которые участвовали в построении первой Эстонской республики: чиновники, офицеры армии и полиции, интеллигенция. А в 1991 году на референдуме по вопросу восстановления независимости 150 000 русских Эстонии проголосовали «за».  Конечно, в ответ можно привести в пример много «тёмных» историй взаимоотношений эстонцев и русских. Но вопрос какой у нас план? Множить тёмные истории или строить будущее? Общее будущее. Эффективное будущее.

Были ли победители в зале Рийгикогу 26 марта? Нет. На этой странице истории выигравших нет. Есть только проигравшие – это все наше общество и государство.