У премьер-министра Кристена Михала не все гладко – появляются все новые темы, с которыми ему докучают журналисты и оппозиция. Поэтому реформисты вновь решили пойти привычным путем: вместо решения внутренних проблем на повестку дня ставится тема безопасности, что становится сюрпризом даже для коалиционных партнеров.
Простая ошибка вызвала эффект снежного кома
Учитывая прежнюю сдержанность премьер-министра, стало довольно неожиданным то, что камнем преткновения для него стало назначение своего протеже Кейта Каземетса на пост госсекретаря. С разныеми правительствами обычно работают разные люди — это волне обычная ситуация дляполитики, — однако в данном случае речь идет не просто о советнике или другой скромной должности, а о посте государственного секретаря. По сути, решение Михала изменить закон (упразднить требование о наличии юридического образования у госсекретаря) означает, что под власть премьер-министра попадает высокопоставленный чиновник, который имеет право голоса на заседаниях правительства, а также полномочия указывать на несоответствие законопроектов правительства конституции и другим законам. Вызывает сомнение, позволит ли новому госсекретарю чувство благодарности выполнять свои обязанности, ставаясь объективным?
Болезненная реакция реформистов на связанные с назначением Каземетса вопросы вызывает беспокойство: премьер-министр потерял самообладание во время инфочаса в Рийгикогу, назвав задавшего вопрос депутата дураком; приглашение явиться на заседание спецкомиссии по борьбе с коррупцией было проигнорировано, а касающийся назначения Каземетса пункт вообще исключили из повестки дня. Более того, звучали даже угрозы об отставке председателя комиссии, хотя позже это упорно отрицали. Сам Каземетс не дотягивает до уровня, которому должен соответствовать высокопоставленный чиновник. Он обязан понимать ожидания общества относительно прозрачности и быть заинтересованным доказать свою компетентность и профессионализм. Однако вместо этого Каземетс хранит упрямо молчит.
Деньги для Nordica: сокрытие информации или ложь?
Журналисты проделали серьезную работу с документами обанкротившейся компании Nordica. Так, Eesti Ekspress (22.01) сообщил, что Кристен Михал, будучи министром климата, заверил, что больше не позволит тратить деньги налогоплательщиков на эту авиакомпанию. Однако в то же время предприятию было выделено 1,5 миллиона евро через Kredex. На вопросы на инфочасе в Рийгикогу (22.01), премьер-министр многократно повторял, словно мантру, что кредит Nordica был открыт в 2020 году, когда у власти находилось совсем другое правительство.
Это классический пример демагогии, когда вместо ответа на вопрос приводятся факты, которые являются лишь частью правды, но никоим образом не объясняют, почему решение о дополнительном финансировании было скрыто от общественности. Все еще остаются без ответа вопросы, почему было выбрано консалтинговое агентство с, мягко говоря, сомнительным прошлым, и принял ли кто-то из членов совета авиакомпании решение в их пользу осознанно. Можно заранее предположить, что если спецкомиссия по борьбе с коррупцией решит пригласить премьер-министра на заседание по этому вопросу, он снова ответит, что это очередной балаган оппозиции.
Тема безопасности как спасение
Своеобразный балаган устроил сам премьер-министр, заявив в эфире одной из радиостанций и в социальных сетях, что расходы Эстонии на оборону должны достичь 5% от ВВП. Коалиционному партнеру, председателю партии Eesti 200 Кристине Каллас, оставалось лишь развести руками и констатировать, что эта тема не обсуждалась, да и денег на реализацию подобного плана нет. Разумеется, заявление премьер-министра вызвало дискуссию, которая однозначно указывает на то, что эта тема была поднята с целью отвлечь внимание от других проблем. Путаница с финансированием Rail Baltic, провальный законопроект о климате, убытки Eesti Energia в размере 176 млн евро, банкротство Nordica, тема назначения Каземетса – все это медленно, но верно подрывает репутацию Михала.
Кристен Михал с некой долей пафоса заявил, что необходимость увеличения оборонных расходов не должна стать ни для кого неожиданностью, при этом намекнув, что не исключает взятие кредита. Для повышения оборонных расходов государству потребуются дополнительные 600–700 млн евро в год. Однако уже очевидно, что только на обслуживание существующих кредитов в этом году уйдет более 280 миллионов евро. Можно прогнозировать, что поспешная реализация этого плана приведет к продолжению «налогового ада» от Партии реформ, что еще больше подорвет конкурентоспособность страны. Увеличение долговой нагрузки без сокращения расходов государственного сектора приведет Эстонию к финансовой несостоятельности.
В нынешнее нестабильное время увеличение расходов на оборону может дать надежду, что мы сможем избежать ужасов войны. Однако нельзя игнорировать тот факт, что заявление премьер-министра носит популистский характер, поскольку некоторые страны НАТО до сих пор не могут выполнить давным-давно согласованное требование о 2%. Примечательно, что всего за несколько часов до заявления премьер-министра Партия реформ в парламенте отклонила аналогичный законопроект оппозиционной партии Isamaa – под тем предлогом, что денег нет.
С этим утверждением реформистов об отсутствии денег нельзя не согласиться, поскольку, несмотря на организованный ими «налоговый фестиваль», прогнозы относительно финансов государства не выглядят обнадеживающими. Премьер-министру следует внимательно ознакомиться с обращением Центрального союза работодателей (22.01), где подчеркивается, что расходы государственного сектора за шесть лет выросли на 70%, тогда как экономика – всего на 45%, и уже осенью источников покрытия для этих расходов не будет. При этом у правительства отсутствуют какие-либо решения, чтобы исправить ситуацию.
Я не устаю напоминать коалиции, что ведущие предприниматели Эстонии предложили правительству создать бесплатный консультативный совет, чтобы частный сектор мог делиться своим опытом в повышении эффективности управления и помочь найти возможности сокращения государственных расходов. Можно быть уверенным, что эти люди способны предложить ценные знания, необходимые в том числе для успешного управления государственными предприятиями. Партии реформ уже давно пора прислушаться к этим советам. Да, расходы на оборону должны увеличиваться, но не из-за заявлений премьер-министра в интервью, а на основании тщательно подготовленного плана, благодаря которому существенно сократится государственный аппарат, будет укреплена экономика и обеспечен ее рост. Запас прочности экономики Эстонии будет исчерпан совсем скоро. Понимают ли это в Доме Стенбока?
* Изначально материал был опубликован на портале Delfi.